Системы судовых сообщений

Системы судовых сообщений

Системы судовых сообщений предназначены для обеспечения сбора информации и обмена ею с использованием средств радиосвязи в целях безопасности на море и предупреждения загрязнения с судов.

Системы вводятся прибрежными государствами, которые определяют район действия системы, обеспечивают работу береговых радиостанций, устанавливают содержание сообщений (донесений) с судов и процедуры, которые необходимо выполнять.

Система судовых сообщений может быть частью службы управления движением судов, но может и не быть ею.

За эксплуатацию системы ответственны береговые учреждения, укомплектованные квалифицированным персоналом, в распоряжении которых имеется надлежащее радиооборудование.

Береговые радиостанции передают на суда информацию, необходимую для обеспечения безопасности; суда, совершающие плавание в районе, охватываемом системой, должны нести непрерывное дежурство на установленном канале УКВ. Им рекомендуется принимать информацию, передаваемую радиостанциями системы судовых сообщений.

Система может быть обязательной для всех судов или для определенных категорий судов, – прежде всего, перевозящих опасные грузы.

Система связи должна обеспечивать обмен информацией между береговыми станциями и участвующим судном на установленных частотах (каналах УКВ). Связь должна быть простой и ясной; по просьбе капитана или берегового персонала используется оговоренный язык или английский; если возникают языковые трудности, следует пользоваться стандартными фразами для общения на море ИМО. Для передачи подробной информации может быть использован Международный свод сигналов.

Для снижения языковых трудностей используются невербальные методы передачи данных в соответствии с установленным стандартным форматом и процедурами сообщений.

Суда, не имеющие повреждений, передают сообщения в пункт системы судовых сообщений перед входом в район, охватываемый системой, а также при прохождении через контрольные точки, положение которых указывается на навигационных и справочно-информационных картах.

Первоначальное сообщение, требуемое от судов, включает в себя название судна, его позывной сигнал, опознавательный номер ИМО, если он присвоен судну, и местоположение.

Дополнительно может потребоваться информация, включающая предполагаемый маршрут следования через район, охватываемый системой, сведения о любых эксплуатационных неполадках или трудностях, а также о категориях опасных грузов, находящихся на борту судна (химических грузов, сжиженных газов, нефти и ее продуктов, вредных жидких веществ, вредных веществ в упаковке, радиоактивных веществ).

Сообщение об отклонении должно быть передано в том случае, когда местоположение судна значительно отличается от того, которое могло быть предвычислено на основании предыдущих сообщений, а также при изменении намеченного ранее маршрута следования судна.

При выходе из района, охватываемого системой, а также при прибытии в порт назначения должно быть передано конечное сообщение.

Системы судовых сообщений предусматривают передачу с судов донесений, касающихся неисправностей корпуса, механизмов, оборудования, укомплектования экипажем и других ограничений, которые могут отрицательно влиять на безопасность мореплавания, а также касающихся инцидентов, связанных с загрязнением моря.

Сообщение об опасных грузах передается, когда имеет место инцидент, связанный с потерей или возможной потерей в море опасных грузов в упаковке (в том числе в контейнерах, автодорожных цистернах и т.п.).

Сообщение о вредных веществах передается при инциденте, связанном со сбросом нефти и других нефтесодержащих смесей или вредных жидких веществ, перевозимых наливом.

Сообщение о загрязнителях моря передается в случае потери вредных веществ в упаковке, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (биоаккумулируемые и создающие опасность для морских организмов и здоровья человека).

Береговые учреждения системы, получившие с судов сообщения об инцидентах, связанных с фактическим или вероятным загрязнением моря либо повлекших утерю или возможную утерю опасных грузов в упаковке, немедленно направляют эти сообщения государству флага судна, вовлеченного в инцидент, или любому другому государству, которому может быть причинен ущерб.

Если технические неполадки судового оборудования радиосвязи мешают передать сообщение, капитан должен сделать запись в судовом журнале с указанием факта и причины, по которой судно не передало сообщение.

Система судовых сообщений обеспечивает спасательно-координационные центры и других потребителей информацией о движении судов, что позволяет в случае бедствия:

сократить время между моментом потери связи и началом операций по поиску и спасанию в случае неполучения сигнала бедствия;

быстро выявить суда, которые могут быть привлечены к операциям по поиску и спасанию;

уменьшить размеры поисковой зоны, когда местонахождение терпящего бедствие судна, человека или иного средства неизвестно или определено недостоверно;

содействовать оказанию пострадавшим первой медицинской помощи.

Примером системы судовых сообщений может служить система донесений о движении судов MAREP, установленная в проливе Ла-Манш властями Великобритании и Франции. Ее требования и правила распространяются на суда, плавающие в системе разделения движения в районе острова Уэссан, в районе скал Каскетс, в проливе Па-де-Кале и прилегающим к ним зонам прибрежного плавания. Донесения должны передавать нефтяные танкеры, химовозы и газовозы валовой вместимостью 1600 рег. т и более, суда, лишенные возможности управляться или стоящие на якоре в системе разделения движения или в зоне прибрежного плавания, суда. ограниченные в возможности маневрировать, а также суда с неисправными средствами обеспечения судовождения. В системе MAREP суда, не имеющие повреждений, предваряют сообщение о местонахождении словом POSREP. Донесения об изменениях предваряются словом CHANGREP; суда, имеющие неисправности, должны направлять донесения о неисправностях, предваряя их словом DEFREP.

Формат сообщений, установленный в системе MAREP, предусматривает следующие разделы:

MAREP – наименование системы;

тип донесения – POSREP, CHANGREP или DEFREP;

ALFA – название и позывной судна;

BRAVO – дата (2 цифры), всемирное координированное время (4 цифры) с добавлением «ZULU»;

CHARLIE – группа из 4 цифр, указывающих широту в градусах и минутах, а также N, и группа из 5 цифр, указывающих долготу в градусах и минутах, а также E или W; название порта отправления (если судно находится в зоне прибрежного плавания), или

DELTA – местонахождение судна: пеленг (3 цифры, в градусах) и расстояние (2 цифры, в милях) от указываемого географического объекта;

ECHO – истинный курс в градусах (3 цифры);

FOXTROT – скорость в узлах и десятых долях узла (3 цифры);

INDIA – порт назначения и предполагаемое время прибытия (название порта), а также группа цифр, как в BRAVO;

MIKE – канал УКВ, на котором несется непрерывное дежурство;

OSCAR – максимальная фактическая осадка судна (группа из 4 цифр, указывающая метры и сантиметры);

PAPA – груз, его тип и краткое описание любых грузов, которые могут представлять опасность для людей и окружающей среды; количество груза (в тоннах);

QUEBEC – неисправности в рулевом устройстве, навигационном оборудовании и т.п. и ограничения в возможности маневрировать (опустить. если нечего сообщать);

X-RAY – любая другая информация (опустить, если нечего сообщать).

Навигационную информацию о движении судов в зоне действия системы MAREP, включая подробности о судах, которые, по-видимому, нарушают Правило 10 МППСС-72 «Плавание по системам разделения движения», передают радиостанции системы управления движением судов.

Сведения о различных системах судовых сообщений и соответствующие стандартные форматы сообщений приводятся на справочно-навигационных картах и в руководствах для

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.